Капсулы кофе как Nespresso, развитие рынка в других странах

Капсулы кофе как Nespresso, развитие рынка в других странах

Подразделение Нестле – бренд Неспрессо не единственная на планете компания, которая научилась изготавливать капсулы с кофе для своих кофемашин. На европейском рынке Неспрессо занимает львиную долю, однако на других рынках есть свои лидеры. Кофе в капсулах Nespresso аналог очень популярен.

Сегодня мы в SingleCupCoffee расскажем вам о развитии главного бренда капсульного кофе в США под названием Keurig. Это капсульная кофемашина, работающая на больших пластиковых капсулах под названием K-cup. Захватывающая история ее развития, имела место в США в то время, когда бренд Неспрессо также находился в процессе создания.

С чего все начиналось

Это была весна 1995 года. Джон Силван припарковался около банкомата, чтобы снять немного наличности, и в этот момент он внезапно почувствовал себя плохо. У него участилось сердцебиение, закружилась голова, и помутнело в глазах. Джон позвонил отцу своей жены, врачу-терапевту, который сказал ему немедленно ехать в отделение неотложной помощи.

В госпитале врачи определили, что у 37 летнего Джона явно нет сердечного приступа. Тогда они сделали снимок головного мозга в поисках возможной травмы и опять ничего не нашли. Потом ему начали задавать типичные врачебные вопросы. Сколько часов он обычно спит? Занимается ли спортом? Большинство ответов не представляли медицинского интереса, пока доктор не спросил его о том, пьет ли он кофе.

Джон сказал, что да.

Тогда доктор спросил: «А сколько чашек в день?».

Джон немного замялся, а потом ответил: «Около 30-40».

Врачи быстро поставили ему диагноз передозировка кофеина, но для Джона это было, можно сказать, профзаболеванием. Последние 3 года он и его партнер по бизнесу – Питер Драгоне -пытались создать кофемашину, которая впоследствии изменит то, с чего американцы начинают свое утро и не могут обойтись в течении рабочего дня. Для своего изобретения они подобрали звучное название – Keurig, что означает в переводе с голландского «аккуратный, правильный, такой как надо».

В течение пяти лет, с 1992 по 1997 год партнеры работали вместе, пытаясь сделать аппарат, который сможет приготовить горячий кофе в капсулах прямо в чашке и очень быстро. Во время работы над прототипами им приходилось дегустировать напиток самим, так что свое ежедневное потребление кофе после визита к доктору Джон снизил не сильно. Первые годы они делали все за свои деньги, и ни один инвестор не соглашался вложиться в эту затею.

Сегодня, спустя почти 20 лет после той поездки в госпиталь, компания, о которой мечтал Джон, стала миллиардным бизнесом. Более 30 млн. домохозяйств пользуются машиной Keurig, в сотнях тысяч офисов по всей Америке стоит по нескольку машин, и лежат россыпи фирменных пластиковых капсул. Заехав на любую заправку в США и попросив там чашечку кофе, вы, скорее всего, получите напиток, приготовленный именно на этой машине. Получается, мечта сбылась? Да, но только не для Джона. Ему пришлось покинуть компанию задолго до ее успеха.

Когда Джон и Питер работали над идеей в 90-е и пытались найти инвесторов, им постоянно отказывали. Их буквально выставляли за дверь или долго объясняли, почему из этой идеи никогда ничего не выйдет, и что им не стоит тратить на это время. Однако в 1994 году, когда Питер уже был готов выйти из партнерства, один инвестор согласился дать на разработки $50 тыс. Вскоре появился венчурный фонд, который вложил еще$1 млн. И тут, когда все должно было сложиться более чем благоприятно, но у партнеров начались проблемы.

Непростые отношения в зарождавшемся кофе-капсульном бизнесе

Инвесторы начали доминировать при принятии решений и быть слишком навязчивыми, так как получили большой контроль благодаря вложенным средствам. Джона не устраивал такой подход и со временем он понял, что больше не может оставаться частью своей собственной компании. В 1997 году он получил $50 тыс. компенсации за свой пакет акций и покинул свое детище. Питер ушел на несколько месяцев позже на немного лучших условиях, оставив во владении часть своей доли.

С тех пор компания продолжила развитие без своих основателей и в 2002 году в американских офисах было установлено уже 10 тыс. кофемашин Keurig. Эти машины еще не были такими удобными как современные:

  •  Их нужно было подключать напрямую к водопроводу, каждая стоила $900, и размеры не позволяли держать ее на обычной кухне.
  • Спустя еще 2 года компания смогла разработать кофе-машину для дома, и тогда начались ее массовые продажи в сетевых магазинах. В этот момент стало понятно, что эта капсульная машина становится новой восходящей звездой кофейного рынка США. 
  • В 2006 году компания GreenMountain, которая поставляла кофе для капсул Keurig и инвестировала в разработку этой машины еще при Питере и Джоне объявила, что полностью выкупает бренд. Сумма сделки составила $160 миллионов.

Для GreenMountain это стало фантастической сделкой. В 2010 году продажи капсул и машин Keurigпринесли $1.2 млрд. за год, обеспечив 88% выручки материнской компании. В 2014 году эта цифра подобралась к $4 млрд.

Расцвет рынка капсульного кофе в США и конкуренция с капсулами - аналогами

Сегодня пластиковая капсула формата Keurig стало повсеместно узнаваема и любима американцами. Каких только сортов кофе не выпускается разными компаниями под эту машину! А самое интересное – этот рынок еще далек от насыщения и продажи k-cupв США растут на 15-20% в год!

Постепенно на рынке капсул для машины Keurig появилось множество альтернатив. Некоторые компании выпускают капсулы по лицензии, другие делают свои независимые от Keurig марки. Иногда компания применяет не самые добросовестные приемы, чтобы остановить конкурентов. Например, наносит специальный штрих-код на капсулу и устанавливает считывающие устройства на машину, чтобы альтернативные кофе-капсулы к ней не подходили.  Менеджмент оправдается тем, что у них нет другого источника прибыли, и они будут защищать свои продажи всеми доступными способами. Как сказал глава компании: «У нас нет широкоформатных телевизоров или планшетных компьютеров, продажи которых смогут нас поддержать в случае проблем. Все что у нас есть – это одна единственная кофемашина и капсулы к ней». Однако суды в США зачастую не соглашаются с этими доводами и многие подобные практики компании пришлось прекратить, что позволило альтернативным капсулам уверенно войти в этот сегмент рынка.

Как основать успешную кофе-компанию, лишиться ее и не опустить руки

А что же Джон? Джон любит зайти в Старбакс и купить стаканчик любимого напитка. Дома он пользуется капельной кофемашиной и покупает недорогие сорта кофе в магазине рядом. Чувствует ли он сожаление по поводу того, что этот миллиардный бизнес не принес ему ничего, кроме $50 тыс.? Он уверенно говорит что нет, однако периодически размышляет, что ему следовало установить роялти на каждую проданную капсулу.

Keurigс с гордостью заявляет, что постоянно работает над улучшением машины, и делает ее все более совершенной. Недавно Джон зашел в магазин и купил одну из них, чтобы разобрать и понять, как далеко ушла компания от его последнего прототипа. Изучив ее изнутри, он не увидел больших отличий по сравнению с тем, над чем он работал когда-то давно. Джон ухмыляется и говорит, что это просто кофе-машина и улучшать в ней больше нечего. Но ведь то же самое ему говорили 20 лет назад те инвесторы, которых он пытался убедить в обратном…

Тем не менее, Джон счастлив тем, что он был одним из создателей совершенно новой индустрии, которая активно развилась по всему миру. В настоящий момент он занимается проектами в области альтернативной энергетики и разрабатывает устройство для нагрева и охлаждения помещений работающее на солнечной энергии. Джон говорит, что хочет проверить, смогут ли два снаряда попасть в одну воронку и станет ли его устройство чем-то совершенно новым для рынка. Возможно да, но уж, по крайней мере, при работе над этой идеей передозировка кофеина ему точно не грозит.


10.07.2015